Муниципальное учреждение культуры "Весьегонский центральный дом культуры"

На моей виртуальной сцене Вы познакомитесь с новостями культуры, и околокультурными новостями небольшого городка тверской глубинки Весьегонск и его окрестностей. Я расскажу о творчестве моих земляков, интересных встречах, мероприятиях и великолепной природе, окружающей наш край. Добро пожаловать в зрительный зал...

Да, а сцена реальная находится по адресу: Муниципальное учреждение культуры "Весьегонский центральный дом культуры"

понедельник, 14 января 2013 г.

От Рождества до Крещения: РЯЖЕНЫЕ.


Продолжаются весёлые святочные гулянья, а я продолжу рассказ о том, как проходили эти весёлые вечера в наших деревнях



Здесь использованы материалы, собранные Галиной Михайловной Сазановой, руководителем Барановского народного фольклорного хора, во время этнографических поездок по Весьегонскому району.   
Традиции хранят участники Барановского народного фольклорного хора.

РАЗДЕЛ II: РЯЖЕНЫЕ.

На святках, под конец первого вечера, на другой день днём и опять вечером приходили ряженые. Они устраивали целые представления:

«Приходили ряженые, баба и мужик. Обычно мужиком рядилась баба, а мужик – бабой. Зайдя в дом, говорили:
Мужик:
Деревенский я мужик.
Зябну на морозе,
Летом в поле за сохой,
А зимой в навозе.
Баба:  
А я баба удала,
До всего досужа.
Я пряду, и тку, и шью,
Одеваю мужа.
И детей обуть, одеть
Опять моя забота.
А как праздничек придет,
Петь, плясать охота.
Ох, уж выйду в хоровод,
Мужа не боюсь я.
Ты роздайси-ко, народ.
Я поразойдуся!.
Играет гармонь, «баба и мужик» пляшут.

Приходят еще ряженые: Баба с Козой, Черт с Бабой Ягой, Варвара (мужик, умеющий играть на гармошке), Цыган с Медведем.
Здороваются. Их спрашивают:
«Откуда пришли-приехали? Где бывали, чего видали?»
Отвечают:
«Ехали издалёка, видали диковинку.
На дороге большая сосна стоит.
У ней иголки-те морковны, а сучья-те редьковны.
Из трубы дым валит, а в окошко баба Яга глядит.
Блины печет, черта в гости ждет (Выходит баба Яга).
И вот лесной глобой[1] (тропкой)прибежал к ней черт дойной.
(К бабе Яге подходит черт).
А за ним Варвара, чуть-чуть повыше амбара. (Выходит Варвара, всем кланяется).
Варвара в гармонь играть, а нечисть пошла плясать».
Идет Цыган с Медведем и поет: 
 «Тень, тень - брекотень. По Баранову-то ступа идет, А в ступе Медведь сидит, В каждый дом в окошко глядит».
Цыган:
Ну-ка, Мишенька, пройдись, добрым людям поклонись. Расскажи, где бывал, чего в Баранове видал?
Медведь:
У Якова Бурова гармоньи гудять.
У Варвары Ефимовой картошку едят.
У Полита Шентякова дуги гнут.
У Матрены Родионовны бабы прядут.
У Андрея Капитонова корыта долбят.
У Мити-слесаря балалайки звенят.
У Ивана Малкова веревки вьют.
У Мечетихи песни поют…
(и так про всю деревню).

На фото - участницы Барановского хора, 1970-е; 1980-е; 2000-е  г.г.


[1] Глобой – тропой.

1 комментарий:

  1. Да, веселое время было, какое - то настоящее...в 79 - е годы в д. Иваново все рядились, обычно шубы выворачивали наизнанку, маски надевали (из года в год одну и туже), пели. слов не помню. И обязательно, когда уходили поленницу дров развалят, так было принято. да, еще золой дорожки посыпали от дома к дому, у кого любовь случалась. Если не было снегопада, то эти дорожки - улики женщины утром спешили снегом засыпать. Доброе было время...А Галина Михайловна - МОЛОДЕЦ1

    ОтветитьУдалить