15 августа 1936 г. родилась Галина Михайловна Сазанова, основатель и бессменный руководитель Барановского народного фольклорного хора, Почётный работник культуры и искусства Тверской области, Почётный гражданин Весьегонского района, человек энергичный, творческий, неравнодушный. Своим оптимизмом, активной жизненной позицией Галина Михайловна щедро наделяет участников хора, всех, кто по сей день обращается к ней за помощью.
С Днём рождения,
уважаемая Галина Михайловна!
Крепкого Вам здоровья
и долгих долгих лет жизни!
***********************
* * *
Случалось ли вам бывать в деревенском доме в тот тихий
час, когда добрая душа его, старая хозяйка, разбирает свой заветный сундук, с
юности ее стоявший на почетном месте в горнице?
На самом его дне помещаются обычно кусок простенького
красно-синего рядна, сотканного когда-то ею самой, и несколько полотенец. С
каким трепетом держат узловатые натруженные пальцы эти дорогие сердцу вещи! Мне
посчастливилось увидеть старинные полотенца в доме Галины Михайловны Сазановой.
На одном из них была изображена Берегиня – славянская богиня плодородия, жизни,
хранительница всего сущего на земле.
В тот счастливый день мы пили чай, говорили о песнях,
едва уместившихся в две толстые тетради. Было тепло, уютно радостно, но не от
чая, а от хорошего человека, сидящего рядом. И тогда же подумалось, что
Берегиня - хранительница – это она, Галина Михайловна. А жизнь ее проста и
прекрасна, как те вышитые полотенца, лежащие передо мной.
Родилась она незадолго до войны в деревне Баранове,
что в километре от города Весьегонска, в семье, знавшей и непосильный труд, и
голод, и нужду. Ее детское воображение очаровала сказочно-красивая природа
этого края. Кругом родной деревеньки леса, полные ягод и грибов, живописные
извилистые речки, богатые рыбой. Влюбилась она в свои родные места, прикипела к
ним сердцем и только с болью вспоминает, как вынуждена была на несколько лет уехать с матерью в далекую Уфу. Вернулась в
деревню к бабушке круглой сиротой и с тех пор никуда больше отсюда не уезжала.
Голосистой, певучей была вся деревенская округа. В
деревнях Крешнево, Горка, Выбор, Самша жили любители, ценители и исполнители
русских народных песен, частушек. Но больше всех песен знала ее бабушка,
Сазанова Мария Михайловна, лучшая в округе песенница. Любили и уважали ее односельчане,
специально приглашали в дома петь песни. От бабушки получила внучка
наследство-завещание: трудиться на совесть, почитать все красивое, что
есть в простом крестьянском быту, и целый «сундук» песен. С детства полюбила
Галя петь песни на природе, без аккомпанемента. «Про себя» и про себя.
Рано пошла работать на льнопрядильную фабрику и охотно
пела в художественной самодеятельности. Эта любовь к песне определила ее
дальнейший жизненный путь. Несколько лет заведовала Крешневским сельским
клубом. И как-то собрались в нем женщины попеть старинные песни. Да вот беда:
слова-то забыли! Стали вспоминать вместе: кто одну строчку вспомнил, кто другую
– восстановили песню «Пошли девушки да в лес по ягоды». Так возникла мысль
создать свой фольклорный хор. А она, Галина Михайловна Сазанова, стала его
руководителем, его душой. Коллектив получил название Барановского – так
именуется сельсовет, к которому относится деревня Крешнево. Было это в 1969
году.
Много лет прошло с тех пор, много воды утекло в
Мологе-реке. Но по-прежнему, как в первую зиму работы в клубе, спешит Галина
Михайловна на репетиции хора лесной дорогой в тот же самый клуб, похожий на
жилой деревенский дом, где уже давно тесно стало и для участниц хора, и для
зрителей. Но женщины не горюют, они чаще всего шутят: «Хотя тесно, да лучше
вместе, в тесноте люди песни поют, на просторе волки воют». И приходит на
память рассказ Галины Михайловны: «Возвращалась я как-то с репетиции.
Припозднилась. Бегу по лесу. Ночь звездная, ясная. Видно далеко. Вдруг почти рядом
большая собака. Вглядываюсь, и внутри все холодеет. Это же волк! Не помню, как
бежала, не чуя ног, как плакала и дрожала на печи, переживая страх, как долго
чудились в темноте избы горящие волчьи глаза. Потом и в другой раз волка
встречала, и рысь видала, и лихой человек на дорогу выходил, но так страшно
было лишь в первый раз».
Многолетний труд барановских песенниц окупился
сторицею. Хор заслуженно получил звание народного, приобрел известность во всей
области и за ее пределами. Их песни знают в Москве, Угличе, Новгороде,
Архангельске, Устюжне. Да разве все перечислишь!.. И неизменно во всех
поездках, во всех концертных выступлениях запевает она, Галина Сазанова. И если
вам не посчастливилось услышать их голоса на концерте, то возьмите пластинку
«Фольклор народов России», выпущенную фирмой «Мелодия» в 1988 году, и
послушайте.
Чем же замечателен Барановский фольклорный коллектив,
который обязан Сазановой своим рождением и жизнью? Прежде всего тем, что
простые деревенские женщины донесли до нас древний вид русского народного
хорового пения — унисонное. В репертуаре такие жемчужины, как протяжные песни
«Развеселая ой, да компаньица», «Сказали: не придет», хороводные, свадебные –
более 50 песен. Чтобы собрать эти песни, Галина Михайловна ездила по
району, ходила по домам, говорила с людьми, узнавала, что хранят они в своей
памяти, чем хотят и могут поделиться. Она собирала по крупицам старинные песни,
записывала их, училась петь сама и учила других, а точнее сказать, не петь, а
играть песни. Ведь в старину на Руси говорили так: не петь песню — играть
песню. И Галина Михайловна понимает это выражение буквально. Играет сюжет.
Играет словом, вольно и виртуозно, подбрасывая его, сжимая и расправляя, играет
звуком, движением. Каждая песня хора – маленькая пьеса, содержание которой
многозначно, пьеса в хорошем театре, где понимают не только сказанное, но и
мыслимое, не только реплики, но и подтекст.
Для исполнения русской народной песни необходим
костюм, в котором все было бы традиционно: от расшитой рубахи до головного
убора, который носили в Весьегонском районе. Поиски такого костюма, его
изготовление для каждой участницы хора взяла на себя Галина Михайловна. В ее памяти
длительная поездка по району, в областной центр, споры с художниками, мучительные
разговоры с начальством.
Поют женщины всласть для себя и для окружающих, поют и
словно уносятся душой ввысь, стремясь к красоте. Их коллективное пение
объединяет сердца, воспитывает во всех умение слушать друг друга. В своем
крошечном стареньком клубе женщины под руководством Галины Михайловны ноют
старинные песни про любовь, про свою жизнь. Вкладывают в слова страстное
желание взаимной любви и счастья. Они как бы вновь и вновь переживают в каждой
песне свою молодость, выпевают ее очарование, ее радости и беды, они живут
этими песнями. А она, Галина Михайловна? Я ее просто не узнала в песне. Куда
подевались ее робость, усталость?! Женщина словно стала выше ростом, появилась
особая грация.
Сегодня Галина Михайловна в расцвете творческих сил и
готова передать все накопленное в надежные руки. Наведываются к ней гости из
Москвы, Санкт-Петербурга, областного центра. Чаще других приезжают преподаватели
и студенты Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных и
сразу же идут к Галине Михайловне. Знают, что и песнями одарит, и приютит в
своем домике.
Создала она в Весьегонске
и детский фольклорный ансамбль «Вербочка», который работает уже третий год.
Ей, хранительнице, нужно
передать «сундук» свой с песнями в надежные руки, чтобы не остались в забвении
старинные напевы родного края.
Летом приезжают из
Рыбинска маленькие девчушки-племянницы. Оживает от их молодых голосов старый
бабушкин дом. Просят: «Спой нам, тетя Галя, свои песни». Поет, а девчонки
слушают, затаив дыхание, как она когда-то слушала бабушку. Вынимает из сундука
старые полотенца. Любуйтесь. Здесь красоты на всех хватит.
Л. Концедайло, журнал "Народное творчество", № 6, 1996 г.
P/S: Много лет прошло со дня выхода этой статьи, но актуальной она остаётся и сегодня. Изменился лишь возраст...
Комментариев нет:
Отправить комментарий