О том, как праздновали Масленицу
в деревнях весьегонского района рассказывает хранительница местного фольклора Галина Михайловна Сазанова. В репертуаре фольклорного хора, создателем и бессменным руководителем которого по сей день является Галина Михайловна, ГУЛЯНИЕ МАСЛЕНИЦЫ занимает особое место.
"У нас масленица начинается с
воскресенья, за неделю до Великого поста. Накануне масленичного воскресенья –
родительская суббота: ходят в церковь поминать родителей. Первое воскресенье
Масленицы – мясное: последний день едят мясо. Ещё его называют «зактывальнё»
воскресенье, так как с этого дня начинали кататься на лошадях. Катались всю
неделю, чтобы вырос хороший лён: «Катайся боле, так лён будет доле». С мясного воскресенья до четверга катали по
деревням маленьких ребятишек.
Девки из деревни задний двор в
первый день Масленицы ряжеными приезжали в деревню Бараново на украшенных
лошадях с колокольцами. Рядились мужиком с балалайкой, гусем, кошкой. Делали корову: на мужскую шапку-ушанку приделают коровью рога,
пришьют уши изо льна или настоящие коровьи найдут. Волосы из мочала сделают,
морду нарисуют на бумаге или ткани, красную рубаху да полосатые штаны оденут,
лапти обуют, на шею колоколо привяжут.
Кем только не рядились, даже в ночного
сторожа с колотушкой. Несколько раз проедут по деревне с песнями про Масленицу:
К нам пришла широка МасленицаРазудала, развесёлая.Коло-коло, колокольчики мои.Колокольчики, бубенчики.
У нас кони-те налажены,Сани, дуги разукрашены.Коло-коло, колокольчики мои.Колокольчики, бубенчики.
Мы поедем покатаемсиВдоль деревенки Баранова.
Пели
«коротеньки» песни:
Я сама-то некрасива,Миленькой красивенькой,Поедём в Масленцу кататцыНа лошадке сивинькой.
Кто-то едет, кто-то едет,Кто-то на лошадь кричит,Это милый мой на МасленцеНа курочке летит.
Сидит кошка на окошке,Вышивает сибе хвост.Девки, Масленца проходит,Нстаёт Великой пост.
Пели
частушки-нескладушки под балалайку:
Вы послушайте, ребята,Нескладухи будем петь,Шуба нова, тёсом крыта,По спине ползёт медведьСкурлы-мурлы, скурлы-мурлы,По спине ползёт медведь.
Вы послушайте, робята,Нескладуха новая:У дроли вышиты глаза,Рубаха чернобровая.
В такт песням стучали в колотушку, брякали в
шарики и колоколо:
Лиходека недалёко,Лиходейка около.Я на эту лиходейкуНавяжу колоколо,Чтобы стукало и брякалоИ грохало оно.
Барановская
молодёжь приглашала ряженых в гости. Ребята выйдут под дорогу, остановят
лошадей и по очереди приглашают к себе. Угощали блинами, «жаркоем» самогонкой,
медовухой, пивом. Самогонки или медовухи подносили по маленькой рюмочке, пива
наливали по стакану ии кружке. Его варили на Масленицу вёдер по пять и больше. Все
шли по деревне большой артелью с песнями и плясками. Барановские жители
выходили на улицу смотреть на ряженых девушок и сами пели и плясали вместе с
ними под песню «Ты не стукайся, ты не брякайся». Отгостят в Баранове и поедут
кататься в деревню Горка.
В
Масленицу ходили друг к другу и к родне на блины. Блины пекли разные: овсяные,
ржаные, пшеничные, крахмальные, яичные. У кого не было муки – натолкут в ступе
пестом гречневой, пшённой крупы и пекут блины. Их подавали с ухой, грибами, с
маслом топлёным, ряженкой, со сметаной и пареной брусникой...
Комментариев нет:
Отправить комментарий