В один из тёплых апрельских дней, когда весенняя уборка уже закончена и в домах всё блестит
пасхальной чистотой, при этом садово-огородные хлопоты ещё не начались,
собрались в Чисто-Дубровском сельском
доме культуры жители окрестных деревень на посиделки. Не обычные - карельские,
дабы вспомнить свои исторические корни, прикоснуться к традициям, пообщаться на языке предков.
Основанное на месте вымерзшей дубравы в XVI веке (первое упоминание
относится к 1562 г.), в середине XIX
века село Чистая Дуброва являлось центром одноимённого прихода Чамеровской
волости Весьегонского уезда, основное население села составляли тверские
карелы.
Многие деревенские
жители помнят, как их родители, бабушки и дедушки общались между собой только на
карельском языке, некоторые и до сей поры, при случае, вспоминают карельские
слова. - Hüviä päiviä! - прямо с
порога бодро поприветствовал односельчан, собравшихся в клубе, Вячеслав Хохлов. – Pagizettogo omua kiedü? Terveh! Terveh teile! - явно обрадовавшись его приход,
ответила Е.Н.Кудряшова.
Екатерине Николаевне 75 лет, она свободно
владеет родным языком, и во многом благодаря ей, да энтузиазму Л.И.Павловой и З.И.Михевой
не
утрачен интерес к карельской истории родной деревни. В 2013 году, женщины объединились
в вокальный кружок «Oma
randa»,
что в переводе означает «Родная земля». Привлекли к участию в нём своих друзей
и единомышленников. Карельский фольклор в репертуаре коллектива представлен
несколькими песнями, частушками, поговорками и
сказаниями.
Коллектив часто выступает перед односельчанами и жителями
района. Трижды принимал участие в этно-культурном фестивале финно-угорских
народов «Vaštuačenda tverin karielazin luona» - «Встреча у тверских карел».
Специально к этому мероприятию разучили
новую песню, её привёз из Твери А.Б.Чумин. В областной столице, в марте, Андрей Борисович принимал участие в
торжественном мероприятии, посвящённом 25-летию создания Тверской региональной
национально-культурной автономии тверских карел. В Весьегонском районе он
возглавляет местную национально-культурную автономию и ведёт большую работу по изучению
культуры карел, сбору материалов
карельской тематики, принимает активное участие в культурных проектах и старается
не упустить возможности пообщаться на языке предков, при любом удобном
случае - спеть вместе с земляками - участницами
ансамбля красивые карельские песни.
Зрители оценили выступление вокального
ансамбля дружными аплодисментами. И на этом приятные сюрпризы не закончились.
Вниманию
односельчан была предложена экскурсия по выставке декоративно-прикладного
творчества «Мы, тверские карелы, - россияне!». Все работы, выполнены местными
умельцами.
Самый старинный экспонат,
представленный на выставке - лоскутное одеяло, изготовленное в начале прошлого
столетия Антониной Михайловной Романюк, жительницей, не существующей ныне
деревни Камень.
А один из новейших - вышитые полотенца, последние стежки
Зинаида Наумовна Лумпанова наносила на ткань
накануне поздним вечером.
«Карельская кухня» была представлена загадочными, на
первый взгляд, блюдами: майдо, закорки, загибник, каккара, мяммя, опекиши,
чиллик, преснушки. Приготовленные участницами коллектива «Oma randa» в настоящей русской печи, как и
много лет назад, они наполнили зал неповторимым ароматом. Организаторы
разместили их на круглом столе, покрытом
ажурной белой скатертью, напомнив о том, что особенностью карельских изб была
исключительная чистота.
Но прежде, чем распробовать всё, что скрывают карельские
названия, собравшимся на посиделках был предложен мастер-класс по изготовлению
карельской национальной выпечки - «калитки» или «преснушки». Своим умением в
изготовлении этого нехитрого лакомства поделились Зинаида Михеева и Татьяна
Штундер. Первая, по её личному признанию, выросла на карельской кухне и к карельской культуре её приобщила
бабушка, она и сейчас живёт в том деревенском доме, вторая - специалист салона «русские
ремёсла» из районного центра, занимающаяся изучением национальных культур.
Калитки
представляют собой маленькие пирожки из ржаного теста и по праву считаются
национальной карельской выпечкой, в них отображается, собственно суть
карельской кухни – просто, только то,
что испокон веку выращивается на родной земле, очень сытно, и невероятно
вкусно! Участники мастер-класса начиняли их картофельным пюре, но начинка может
быть и из крупяных каш, толокняная или грибная. А ржаное тесто обязательно
замешивается на простокваше с добавлением небольшого количества воды.
Особый
интерес к собственноручному изготовлению карельской выпечки проявили молодые участники
посиделок, взрослые их активно поддерживали добрыми шутками и аплодисментами.
Затем
радушные, гостеприимные хозяюшки пригласили всех участников посиделок отведать карельские
угощения да запить вкусную снедь горячим чаем из самовара.
С шутливыми комментариями,
смехом и разговорами, время пролетело незаметно, гости благодарили хозяев за приятные
воспоминания и прекрасно проведённый день.
P/S: Это интересное мероприятие,
направленное на сохранение и возрождение карельской национальной культуры,
организовала методист Весьегонского
районного дома культуры В.Г.Штундер, совместно с культорганизатором
Чистодубровского сельского дома культуры Л.И. Павловой при поддержке
председателя весьегонской районной национально-культурной автономии тверских
карел А.Б.Чуминым.
В планах организаторов продублировать его в других сельских
округах Весьегонского района, где жили тверские карелы и продолжает жить память о них.
Комментариев нет:
Отправить комментарий