На моей виртуальной сцене Вы познакомитесь с новостями культуры, и околокультурными новостями небольшого городка тверской глубинки Весьегонск и его окрестностей. Я расскажу о творчестве моих земляков, интересных встречах, мероприятиях и великолепной природе, окружающей наш край. Добро пожаловать в зрительный зал...

среда, 14 августа 2013 г.

БЕРЕГИНЯ

15 августа 1936 г. родилась Галина Михайловна Сазанова, основатель и бессменный руководитель Барановского народного фольклорного хора, Почётный работник культуры и искусства Тверской области, Почётный гражданин Весьегонского района, человек энергичный, творческий, неравнодушный. Своим оптимизмом, активной жизненной позицией Галина Михайловна щедро наделяет участников хора, всех, кто по сей день обращается к ней за помощью.   

     С Днём рождения,             

уважаемая Галина Михайловна!   

         Крепкого Вам здоровья               

и долгих долгих лет жизни!

              ***********************

* * *

Случалось ли вам бывать в деревенском доме в тот тихий час, когда добрая душа его, старая хозяйка, разбирает свой заветный сундук, с юности ее стоявший на почетном месте в горнице? 
На самом его дне помещаются обычно кусок простенького красно-синего рядна, сотканного когда-то ею самой, и несколько полотенец. С каким трепетом держат узловатые натруженные пальцы эти дорогие сердцу вещи! Мне посчастливилось увидеть старинные полотенца в доме Галины Михайловны Сазановой. На одном из них была изображена Берегиня – славянская богиня плодородия, жизни, хранительница всего сущего на земле.
В тот счастливый день мы пили чай, говорили о песнях, едва уместившихся в две толстые тетради. Было тепло, уютно радостно, но не от чая, а от хорошего человека, сидящего рядом. И тогда же подумалось, что Берегиня - хранительница – это она, Галина Михайловна. А жизнь ее проста и прекрасна, как те вышитые полотенца, лежащие передо мной.
Родилась она незадолго до войны в деревне Баранове, что в километре от города Весьегонска, в семье, знавшей и непосильный труд, и голод, и нужду. Ее детское воображение очаровала сказочно-красивая природа этого края. Кругом родной деревеньки леса, полные ягод и грибов, живописные извилистые речки, богатые рыбой. Влюбилась она в свои родные места, прикипела к ним сердцем и только с болью вспоминает, как вынуждена была на несколько лет уехать с матерью в далекую Уфу. Вернулась в деревню к бабушке круглой сиротой и с тех пор никуда больше отсюда не уезжала.
Голосистой, певучей была вся деревенская округа. В деревнях Крешнево, Горка, Выбор, Самша жили любители, ценители и исполнители русских народных песен, частушек. Но больше всех песен знала ее бабушка, Сазанова Мария Михайловна, лучшая в округе песенница. Любили и уважали ее односельчане, специально приглашали в дома петь песни. От бабушки получила  внучка  наследство-завещание: трудиться на совесть, почитать все красивое, что есть в простом крестьянском быту, и целый «сундук» песен. С детства полюбила Галя петь песни на природе, без аккомпанемента. «Про себя» и про себя.
Рано пошла работать на льнопрядильную фабрику и охотно пела в художественной самодеятельности. Эта любовь к песне определила ее дальнейший жизненный путь. Несколько лет заведовала Крешневским сельским клубом. И как-то собрались в нем женщины попеть старинные песни. Да вот беда: слова-то забыли! Стали вспоминать вместе: кто одну строчку вспомнил, кто другую – восстановили песню «Пошли девушки да в лес по ягоды». Так возникла мысль создать свой фольклорный хор. А она, Галина Михайловна Сазанова, стала его руководителем, его душой. Коллектив получил название Барановского – так именуется сельсовет, к которому относится деревня Крешнево. Было это в 1969 году.
Много лет прошло с тех пор, много воды утекло в Мологе-реке. Но по-прежнему, как в первую зиму работы в клубе, спешит Галина Михайловна на репетиции хора лесной дорогой в тот же самый клуб, похожий на жилой деревенский дом, где уже давно тесно стало и для участниц хора, и для зрителей. Но женщины не горюют, они чаще всего шутят: «Хотя тесно, да лучше вместе, в тесноте люди песни поют, на просторе волки воют». И приходит на память рассказ Галины Михайловны: «Возвращалась я как-то с репетиции. Припозднилась. Бегу по лесу. Ночь звездная, ясная. Видно далеко. Вдруг почти рядом большая собака. Вглядываюсь, и внутри все холодеет. Это же волк! Не помню, как бежала, не чуя ног, как плакала и дрожала на печи, переживая страх, как долго чудились в темноте избы горящие волчьи глаза. Потом и в другой раз волка встречала, и рысь видала, и лихой человек на дорогу выходил, но так страшно было лишь в первый раз».
Многолетний труд барановских песенниц окупился сторицею. Хор заслуженно получил звание народного, приобрел известность во всей области и за ее пределами. Их песни знают в Москве, Угличе, Новгороде, Архангельске, Устюжне. Да разве все перечислишь!.. И неизменно во всех поездках, во всех концертных выступлениях запевает она, Галина Сазанова. И если вам не посчастливилось услышать их голоса на концерте, то возьмите пластинку «Фольклор народов России», выпущенную фирмой «Мелодия» в 1988 году, и послушайте.
Чем же замечателен Барановский фольклорный коллектив, который обязан Сазановой своим рождением и жизнью? Прежде всего тем, что простые деревенские женщины донесли до нас древний вид русского народного хорового пения — унисонное. В репертуаре такие жемчужины, как протяжные песни «Развеселая ой, да компаньица», «Сказали: не придет», хороводные, свадебные – более 50 песен. Чтобы собрать эти песни, Галина Михайловна ездила по району, ходила по домам, говорила с людьми, узнавала, что хранят они в своей памяти, чем хотят и могут поделиться. Она собирала по крупицам старинные песни, записывала их, училась петь сама и учила других, а точнее сказать, не петь, а играть песни. Ведь в старину на Руси говорили так: не петь песню — играть песню. И Галина Михайловна понимает это выражение буквально. Играет сюжет. Играет словом, вольно и виртуозно, подбрасывая его, сжимая и расправляя, играет звуком, движением. Каждая песня хора – маленькая пьеса, содержание которой многозначно, пьеса в хорошем театре, где понимают не только сказанное, но и мыслимое, не только реплики, но и подтекст.
Для исполнения русской народной песни необходим костюм, в котором все было бы традиционно: от расшитой рубахи до головного убора, который носили в Весьегонском районе. Поиски такого костюма, его изготовление для каждой участницы хора взяла на себя Галина Михайловна. В ее памяти длительная поездка по району, в областной центр, споры с художниками, мучительные разговоры с начальством.
Поют женщины всласть для себя и для окружающих, поют и словно уносятся душой ввысь, стремясь к красоте. Их коллективное пение объединяет сердца, воспитывает во всех умение слушать друг друга. В своем крошечном стареньком клубе женщины под руководством Галины Михайловны ноют старинные песни про любовь, про свою жизнь. Вкладывают в слова страстное желание взаимной любви и счастья. Они как бы вновь и вновь переживают в каждой песне свою молодость, выпевают ее очарование, ее радости и беды, они живут этими песнями. А она, Галина Михайловна? Я ее просто не узнала в песне. Куда подевались ее робость, усталость?! Женщина словно стала выше ростом, появилась особая грация.
Сегодня Галина Михайловна в рас­цвете творческих сил и готова передать все накопленное в надежные руки. Наведываются к ней гости из Москвы, Санкт-Петербурга, областного центра. Чаще других приезжают преподавате­ли и студенты Московского музыкаль­но-педагогического института имени Гнесиных и сразу же идут к Галине Михайловне. Знают, что и песнями одарит, и приютит в своем домике.
Создала она в Весьегонске и детс­кий фольклорный ансамбль «Вербочка», который работает уже третий год.
Ей, хранительнице, нужно передать «сундук» свой с песнями в надежные руки, чтобы не остались в забвении старинные напевы родного края.
Летом приезжают из Рыбинска ма­ленькие девчушки-племянницы. Ожи­вает от их молодых голосов старый бабушкин дом. Просят: «Спой нам, тетя Галя, свои песни». Поет, а девчон­ки слушают, затаив дыхание, как она когда-то слушала бабушку. Вынимает из сундука старые полотенца. Любуй­тесь. Здесь красоты на всех хватит.
Л. Концедайло, журнал "Народное творчество", № 6, 1996 г.


P/S: Много лет прошло со дня выхода этой статьи, но актуальной она остаётся и сегодня. Изменился лишь  возраст...

Комментариев нет:

Отправить комментарий