На моей виртуальной сцене Вы познакомитесь с новостями культуры, и околокультурными новостями небольшого городка тверской глубинки Весьегонск и его окрестностей. Я расскажу о творчестве моих земляков, интересных встречах, мероприятиях и великолепной природе, окружающей наш край. Добро пожаловать в зрительный зал...

вторник, 6 мая 2014 г.

"Со Егория до святой Троицы"...

6 мая в народном календаре Егор Вешний, Егорий Храбрый, Георгий Победоносец. Его еще называют ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ, ЕГОРИЙ… В этот день примечали погоду и делали прогнозы о будущем урожае: На Егорья мороз - будет просо и овес. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку.  Егорий с водой, а Никола с травой. Егорий весну начинает, Илья (2 августа) лето кончает.
Каким приметам верить сегодня, когда за окном весь день идёт дождь, вперемешку со снегом, при этом зеленеет трава и лист на деревьях «с полушку», на клумбах цветут первоцветы, но вот черёмуха ещё только набирает бутоны, на дорогах лужи, а ночью местами были заморозки?... Рассудит время…

 
А вот о том, как отмечали Егорьев день в весьегонских деревнях рассказывает хранительница местного фольклора Галина Михайловна Сазанова на страницах своей книги «Тверь наша губерня, Крешнево деревня…»
 «В Егорий первый раз выгоняли скот на пастбище. Накануне красили яйца. С утра с этими яйцами ходили на службу в Троицкую церковь в Весьегонск, стояли с ними обедню, ставили свечку к иконе Георгия Победоносца, и просили его сохранить скот от болезней и всяких напастей. Специально пекли маленький хлебец, в который запекали шерсть коровы, лошади, овечек; его также захватывали с собой в церковь.
Придут от обедни и на дворе обходят скот. Брали хлебец, икону Егория или Спасителя, вербущки, принесённые в вербное воскресенье, великочетверговую вересинку, крашеное яйцо. Хозяин или хозяйка зажигали свечу, подпоясывались верёвкой, втыкали за верёвку сзади топор. Начинали обход с коровы. Обходили её три раза по солнышку, приговаривая: «Святой Егорий, спаси и сохрани нашу коровушку Зорьку от хозяина лесного,  от болезней, от злых людей, от ползучих гадов и от грозовых нападов. Во имя отца и Сына и Святого Духа,
Аминь». Ещё читали молитву «Отче наш». Затем тушили свечу, хлебец скармливали скоту, а икону вешали над воротами во дворе. Хозяин втыкал топор в стену во дворе, развязывал верёвку, растягивал её у ворот, через неё выводил корову со двора и снова подпоясывался. Затем брал землю с копыт и кидал её на двор. Тоже самое проделывали с лошадью и овцами. Обряд этот исполняли для того, чтобы скот с пастбища ходил домой, на него не нападали звери и не держал в лесу «лесовой хозяин».
В поле скот гнали вербушками и вересинкой, так как верес спасает от грозы и болезней, вербушка от болезней, нечистой силы и злых духов.
Пастух, который также с утра был в церкви, на пастбище три раза обходит всё стадо с иконой Георгия Победоносца. Пастуха угощали ватрушками, крашеными яйцами: насобирает их большую корзину!
В деревне Слуды, после обхода коров, ходили купать лошадей в ручей. Привяжут длинную жердь, чтобы не убежали и вербушками загоняли в ручей. Когда лошади успокоятся и будут плавать, вербушки кидали им на воду.
Вечером молодёжь собиралась на гулянье. Ещё в недавнем прошлом, в 1950-е годы, в нашей деревне Крешнево накануне Егория, вечером, девушки ходили завивать берёзки, т.е. гадать. 
Собралась как-то и я с подругами завивать берёзки. Сидим дома. Стрижём цветные лоскутки ткани на маленькие полосочки, чтобы на веточки берёзки завязать можно было, а моя бабушка, Сазанова Мария Михайловна и говорит нам: «А мы ране не так делали. За три дня до Егория височки-те (лоскутки ткани) припасали. Бывало, сначала сядёшь за прялку, напрядёшь ниток, да нитки-те ещё насучошь, разрежошь височки на ма-а-леньки кусочки, сантиметра по два. Вденёшь в иголку насучённую нить, да сделаёшь на каждом кусочке ткани петельку, чтобы на веточку можно было повесить, как ёлочную игрушку ноне вешают, или нитёльные кончики височков оставляли, чтобы за них височки к веточке берёзы привязывать. Каждая девушка, которая пойдёт завязывать берёзки, пряла и сучила сибе нитки, чтобы гадание верным было.
В Егорий, вечером, возьмёшь крашенное яйцо, завяжёшь его в носовик (носовой платок), припасённые височки в корзиночку положишь, да ещё маленьку скатёрку сверху и отправляесьти в лес к берёзкам».
Из деревни выходили без песни, а в лесу начинали петь песни, долгие и коротенькие:
Скоро будет Троица,
Берёзки все раскроютцы.
Придёт милой на гулянье,
Сердце успокоитцы.
Перед берёзками «каравод» начнут: «На горе-то калина» или «Ветры  дуют». В деревнях Горка, Выбор, Задний Двор играли, т.е. водили такой хоровод:
Пошли деушки в зелён лес гулять.
В зелён лес гулять ко берёзоньке.
Завивать венки на все празднички,
Со Егория до святой Троицы.
Сначала каждая девушка выбирала себе берёзку. А потом сядут под одну, постелют скатёрку, положат на неё яйца, съедят их и расходятся к полюбившимся берёзкам, начинают их завивать, т.е. украшать. Сначала кинут на берёзку носовики, в которых несли яйца, перевяжут ствол алой или красной ленточкой, а уж после начинают завивать веточки да загадывать на всю семью. «Берёшь синеньки тряпочки и украшаешь ими одну веточку – за тятю, потом берёшь красниньки и украшаешь ими другую веточку – за маму, и так, пока не загадаёшь на всю семью».
На Крешневе украшали берёзы молча, а в деревнях горка, Выбор пели песню:

Мы украсим березу,
Мы украсим носовым платкам,
Перевяжом березу алой ленточкой.

Мы завьём березу, мы завьём зелену.
Уж как первый вьюн – за батюшка,
А второй-то вьюн – за матушку.
Уж как третий вьюн – за милого дружка,
А четвёртый вьюн – за самою себя.
Завьют берёзки, попоют песни, попляшут «под язык» и отправляются в деревню. Опять поют коротеньки песни:
Провожал меня залётка
До высоких до рябин,
Приходи, милаша в Троицу
С тобой поговорим.
К деревне подходят, петь кончают. Ребята ходят артелью вдоль деревни, поют коротеньки песни. А как соберутся все девки, заводят гулянье. Пляшут под гармонь, балалайку, «играм играют» (водят хороводы с участием ребят): «Ельник да березник», «Не будите молоду», «Под окошечком сидела» и другие хороводы»…
 Отмечу, что в репертуаре Барановского фольклорного хора (Галина Михайловна и сейчас является его бессменным руководителем),  обряд «завивания берёзки» хранится по сей день, и Троицкие песни одни из самых любимых… 
Одна из них - Ельник да березник.
Ельник да березник, стой не розрождайся,
Лёли, лёли, стой не розрождайся.
Милой в караводе стой не расходися,
Лёли, лёли, стой не ресходися.
В этом караводе мила девушка гуляла,
Лёли, лёли, девушка гуляла.
Девушка гуляла, танцы заводила…
В этом году празднование Троицы  8 июня, но это уже другая история, начало которой положил сегодняшний ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий